"Война и мир" Сергея Бондарчука Начиная с 1915 г. было сделано несколько попыток экранизации величайшего романа Л.Н.Толстого, в том числе и в Голливуде. В прошлом году появилась новая версия «Войны и мира», в производстве которой участвовали 6 европейских стран. Но фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны в 1966 году, вряд ли кто-нибудь сможет превзойти.
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова
В своей работе режиссер то и дело обращался к русской классической литературе. Но проза Толстого оставалась главной в его жизни. Его можно было назвать современным толстовцем. Ему также не давали покоя философские вопросы: что есть человек? Почему он бессмертен? Как отражается на человеке содеянное им зло? Для чего мы приходим в этот мир? В «Войне и мире» Бондарчук показал космическую всеохватность книги писателя, от отдельного персонажа с его внутренним миром до исторических событий мирового масштаба и вопросов вселенского порядка.
Опираясь на классику, режиссеру легче было преодолевать узколобость чиновников от культуры. То, что написано признанным гением, можно было отстоять. Есть у Толстого размышления Андрея Болконского о сущности жизни и смерти или слова Пьера Безухова о бессмертии души, которую «невозможно арестовать»? Есть! И никакие цензоры не имеют права их вырезать из фильма.
За это Бондарчука не любили многие кинематографисты: почему ему можно, а им нельзя? Но знали бы они, чего ему стоило это противостояние. На съемках «Войны и мира» у него было две остановки сердца. Он приходил в себя и опять принимался за работу. В фильме занято десять тысяч актеров. Сегодня существуют технологии, позволяющие создавать видимость большой массы людей на экране. А в «Войне и мире» над каждым эпизодическим героем работали так же кропотливо, как и над образом Наташи Ростовой. И зритель чувствует это до сих пор. Режиссёр очень внимательно относился к деталям, даже на задних планах, отсюда такая впечатляющая достоверность.
Один из самых грандиозных фильмов за всю историю мирового кино, в 1968 он был удостоен «Оскара», а также получил «Золотой глобус» и награды международных кинофестивалей в Венеции и в Москве. Он стал едва ли не самым дорогим фильмом в истории кино. На съемки эпопеи было затрачено 100 млн долларов, (примерно 500 млн долларов современными деньгами). В фильме больше 300 озвученных ролей, 120 тыс. статистов. Бондарчук не искал легких путей. Битва при Бородино стала сенсацией, фильм попал в Книгу рекордов Гиннесса, а режиссер заслужил репутацию выдающегося постановщика батальных сцен и исторических сюжетов. Как писали американские специалисты, кадры разграбления и сожжения Москвы «несравнимы с голливудскими стандартами». Ошеломляющими называли они и картины из жизни российской аристократии, особо полюбился им«один из самых романтичных моментов в истории экрана» - первый танец на балу Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского.
Зарекомендовав себя мастером батальных сцен, Бондарчук все-таки делал основную ставку на актеров: Л.Савельева, В.Тихонов, Б.Захава, В.Стржельчик, О.Табаков, О.Ефремов, В.Лановой, А.Вертинская, Н.Рыбников... Сам Бондарчук сыграл роль Пьера Безухова. Конечно, будь такой фильм в Голливуде, каждый из них стал бы миллионером. Но Людмиле Савельевой гонораров хватило только на четыре представительских платья...
«Война и мир» объездил полмира, попал в прокат 117 стран. В Америке, Аргентине, Франции, Германии, Японии его принимали восторженно, у кинотеатров собирались очереди. Фотография - трепетная, одухотворенная девочка (Людмила Савельева), прижимающая к своей груди статуэтку «Оскара» - облетела все страницы газет и журналов мира. Только на родине успех картины замалчивали. Как только актриса приехала в Москву, тут же на летном поле «Оскара» отобрали чиновники из министерства кинематографии.
Пять лет назад «Войну и мир» Бондарчука оцифровали в DVD-формате с переводом на 17 языков. Повторный всплеск интереса к фильму произошел очень вовремя. На Западе уже давно упрощают и перекраивают классику под вкусы публики. Еще в 1957 г. «Фабрика грез» адаптировала это произведение. Недавно одноВойна и Мир из британских издательств выпустило новую версию «Войны и мира», что называется, light: для широкого читателя, без «трудных мест»; дошли до того, что переделали некоторые сюжетные линии в угоду хеппи-энду. Неизвестно, чего ждать от грядущего интернационального кинотворения.
Сергей Бондарчук старался максимально сохранить сюжетные линии романа. И это было не слепое, механическое следование оригиналу, а вдохновенное творчество, настойчивость и изобретательность. Сергей Федорович считал, что «Война и мир» - произведение настолько совершенное и сила его воздействия на умы и сердца людей так огромна, что авторам фильма незачем было ни переосмысливать, ни переделывать его. Как всякое подлинно великое творение искусства, этот роман всегда молод, современен и интересен.
Из интернета