Скончалась старейшая певица России Алла Баянова.
Последние два года она тяжело болела, но казалось, что Алла Николаевна преодолеет любые невзгоды.
Она была человеком необычайного мужества и фантастического жизнелюбия. Шесть лет назад она пережила череду клинических смертей и шестьдесят пять дней провела в реанимации на искусственной вентиляции легких. Едва придя в себя после тяжелой болезни, Баянова, еще совсем слабая, пела концерт в Москве.
Заведующий хирургическим отделением Первой Градской больницы стоял на сцене перед ней на коленях с охапкой бордовых роз и повторял одну фразу: "Не верю..."
Такова была сила духа в этой хрупкой женщине.
Алла Баянова родилась 18 мая 1914 года в городе Кишиневе в семье оперного певца и балерины. Впервые вышла на сцену в семь лет, в парижском театре Никиты Балиева.
Ее голос поставила сама природа, певица ни одного дня не училась вокалу.
Большую часть жизни Алла Николаевна прожила в эмиграции: Каир, Бейрут, Париж, Афины, Бухарест - дороги ее изгнаннической жизни. "Тоска по России грызла меня всю жизнь", - не раз говорила артистка.
В 1988 году, в возрасте 74 лет, Баянова с одним чемоданом в руках приехала в Ленинград из Бухареста. Чудом уговорив режим Чаушеску разрешить ей несколько концертов в городе на Неве. Тогда она и обратилась с прошением к Михаилу Горбачеву с просьбой предоставить ей советское гражданство. Горбачев просьбу удовлетворил и предоставил ей небольшую квартирку в Москве на Старом Арбате.
С того времени она дала более 1500 концертов в России. Слово "фонограмма" Баянова просто не выговаривала, пела всегда "живьем". Ее концерты продолжались не менее трех часов.
Она проехала всю страну от Калининграда до Благовещенска. Помню, как она пела для пограничников прямо на катере, под проливным дождем в фарватере Амура.
В певицу был влюблен Александр Вертинский, он называл ее "славянка с персидскими глазами". Она пела в одних концертах с Петром Лещенко, ее редчайший по красоте голос ценил сам Федор Шаляпин, называя его "виолончелью".
В 1999 году ей было присвоено звание народной артистки России. "Ты не представляешь, как для меня важно признание моей России, моей земли, которой я была лишена большую часть жизни", - говорила мне певица.
Бог не дал ей детей. В 1993 году после одного из концертов в Санкт-Петербурге Баянова увидела облокотившуюся о стену бледную женщину. Певица подошла к ней и спросила: "Вам плохо?"
Так в ее жизнь вошла Наталья Должикова, которая стала ей дочерью, помощником и самым близким и преданным человеком. "Она умерла у меня на руках, неожиданно впала в кому и стала задыхаться", - рыдала в телефонную трубку Наталья. Потом тихо попросила: "Пусть люди русские помолятся за Аллу, она Россию любила больше жизни".
Легендарная певица оставила нам более пятисот песен и романсов, среди которых такие как "Я тоскую по родине", "Журавли", "Очи черные", "Изумруд", "О Волге грежу я".
По информации близких, старейшую певицу российской сцены похоронят на Троекуровском кладбище Москвы.
Российская газета